Гайд по лекарям в WoW 7.1 (Легион)

Понравился наш сайт? Ваши репосты и оценки - лучшая похвала для нас!
Пожалуйста, оцените материал:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
x4

В этом гайде мы опишем все важные аспекты игры лекарем. Эта информация пригодится как опытным, так и начинающим игрокам. В гайде отсутствуют тонкости, связанные с различными классами. Мы не рассматриваем таланты, камни и чары для конкретных лекарей. Если вам требуется эта информация, обратитесь к классовым гайдам. Представленные ниже советы касаются, в первую очередь, рейдов, однако им можно следовать и в подземельях.

Содержание:

1. Введение

На наш взгляд, лекарь - это самая сложная и напряженная роль в игре. Существует немало факторов, определяющих качество исцеления. Самыми важными из них является умение быстро реагировать и знание своего класса и особенностей боя.

Хороший лекарь должен обладать хорошими навыками игры (определение и обсуждение этого аспекта см. ниже), а также знать о некоторых игровых концепциях, которые, по большему счету, противоречат здравому смыслу.

1.1. Что такое исцеление?

Вне всякого сомнения, этот раздел содержит очевидные постулаты, которые могут показаться лишними, однако для полноты дискуссии мы решили, что их необходимо включить в гайд.

Исцеление - это процесс использования заклинаний, которые восполняют здоровье союзникам (т.е. членам группы или рейда). Эти заклинания помогают игрокам пережить урон, который неизбежно присутствует во всех PvE-боях.

Разумеется, это базовое определение. В настоящее время в условиях рейда лекарям также приходится рассеивать различные вредоносные эффекты (магию, проклятия, яды и болезни).

Кроме того, в координированных группах лекари могут выполнять различные задачи - например, лечить только определенных игроков.

В World of Warcraft специализации для исцеления доступны представителям пяти классов:

  • Друидам ("Исцеление")
  • Монахам ("Ткач туманов")
  • Паладинам ("Свет")
  • Жрецам ("Свет" и "Послушание")
  • Шаманам ("Исцеление")

Говоря упрощенно, лекари выбирают союзников, получивших повреждения, и применяют к ним благотворные целительные заклинания.

2. Качества хорошего лекаря

Чтобы сразу обозначить структуру гайда, вначале мы перечислим все качества, свойственные хорошему лекарю. После этого мы опишем каждое качество отдельно, чтобы игроки могли использовать эту информацию для повышения качества игры.

  1. Способность в любой момент управлять персонажем легко и уверенно. Это качество подразумевает наличие удобного интерфейса и назначения клавиш.
  2. Умение предугадывать события, которые произойдут в следующий момент (т.е. знание особенностей боя), и правильно на них реагировать (т.е. знание особенностей своего класса).
  3. Понимание своей роли в команде и задач, поставленных лидером группы.

Очевидно, что первый пункт является общим для всех игроков, вне зависимости от их роли (танков, лекарей и бойцов). Тщательно изучите игровой интерфейс и активно используйте горячие клавиши.

Второй пункт подразумевает наличие знаний о бое и классе, которым вы играете. Изучайте механики боссов, чтобы знать, чего от них можно ожидать, а также механику своего класса, чтобы знать, какие заклинания можно использовать для нейтрализации того или иного типа урона.

Третий и последний пункт связан с осознанием своей роли в команде и умением следовать централизованным указаниям.

Помимо трех основных пунктов существуют и другие (например, умения контролировать избыточное исцеление и управлять маной).

3. Общие положения

Лекари как никто другой нуждаются в точной и быстрой реакции. Умение отдавать четкие команды персонажу влияет на производительность игры в буквальном смысле на каждом шагу.

В некоторых случаях танкам и бойцам также приходится принимать решения за доли секунды, и эти решения определяют ход боя. Лекари же принимают подобные решения каждый раз, когда они используют то или иное заклинание.

В этом разделе содержится информация, необходимая для максимально эффективного управления персонажем.

3.1. Рекомендуемые аддоны и настройки интерфейса

За годы существования игры стандартный интерфейс от Blizzard значительно улучшился. В нем появились функции, которые раньше поддерживались с помощью пользовательских модификаций. Разумеется, вы можете исполнять роль лекаря и без аддонов, однако мы считаем такой подход неоптимальным.

Ниже мы перечислим элементы интерфейса, которые, на наш взгляд, нуждаются в модификации. Кроме того, вам наверняка понадобится удалить некоторые элементы, чтобы обеспечить четкую видимость индикаторов босса и членов рейда.

При внесении изменений необходимо помнить, что интерфейс должен помогать вам в выполнении задач, а не усложнять их. Помните, что время, потраченное на настройку интерфейса, сэкономит вам немало сил и нервов в будущем.

3.1.1. Рейдовые индикаторы

Индикаторы рейда - это самая важная часть игрового интерфейса. Вы будете смотреть на нее большую часть боя, поэтому она должна быть простой и удобной.

Существует несколько аддонов, позволяющих игроку изменить стандартные панели от Blizzard по своему вкусу. Перед тем, как перечислить названия, мы расскажем, о чем следует помнить в процессе изменения интерфейса.

  • Индикаторы рейда должны быть достаточно большими, чтобы ваши глаза не перенапрягались.
  • Индикаторы должны быть расположены ближе к центру экрана (под персонажем или сбоку от него).
  • Индикаторы должны отображать все значимые положительные и отрицательные эффекты, присутствующие на игроках.
  • Не забывайте об индикаторах питомцев (по умолчанию эта функция обычно выключена).

Разумеется, интерфейс необходимо настраивать с учетом личных предпочтений. Помните, что он должен упрощать, а не усложнять процесс игры.

Индикаторы рейда должны отображать все значимые положительные и в особенности отрицательные эффекты, которые действуют на игроков. Лекарям часто приходится рассеивать магию, яды, проклятия и болезни. Для этих целей обычно используются горячие клавиши (см. ниже).

Самыми распространенными (и надежными) аддонами для изменения рейдового интерфейса являются:

  • Grid: пользуется большой популярностью среди игроков. К нему существует немало плагинов с дополнительными функциями.
  • HealBot: еще один популярный вариант.
  • VuhDo: достойная альтернатива с большим количеством настроек.

3.1.2. Оповещения для рейда

Каждый лекарь должен иметь возможность общаться со своими союзниками. У них есть немало заклинаний, которые воздействуют на других игроков (снижение урона, восполнение маны и т.д.) Лекарям необходимо сообщать о применении этих заклинаний, не засоряя голосовой канал.

Поэтому мы рекомендуем использовать аддон Raeli's Spell Announcer и оповещать рейд обо всех эффектах, снижающих получаемый урон и восполняющих ману всем игрокам.

Для прочих эффектов, рассчитанных на одну цель (например,  Подавление боли), можно написать макросы с шепотом конкретному игроку.

3.1.3. Кулдауны и срабатывание положительных эффектов

У представителей большинства специализаций есть различные кулдауны и эффекты, которые срабатывают случайным образом. Старайтесь использовать их с максимальной эффективностью, чтобы приносить как можно больше пользы рейду.

Несмотря на все улучшения в стандартном интерфейсе (особенно в дополнении Cataclysm), мы считаем, что его возможностей по-прежнему недостаточно,

и рекомендуем аддон WeakAuras. Он позволяет создавать визуальные и звуковые оповещения о срабатывании эффектов и откате кулдаунов.

3.1.4. ElvUI

Во всех классовых гайдах мы рекомендуем игрокам использовать аддон ElvUI. Он обладает практически безграничными возможностями для изменения интерфейса. Мы считаем, что лучшим является его минималистичный вариант, позволяющий видеть большую часть экрана и реагировать на происходящие события.

3.2. Горячие клавиши и макросы

На данный момент мы рассмотрели вопросы, связанные с аддонами и настройками игрового интерфейса. Если вам удалось правильно все настроить, вы должны хорошо видеть область боя и иметь возможность быстро и точно щелкать по рейдовым индикаторам.

Теперь вам необходимо убедиться в том, что в нужный момент вы сможете без помех применить требуемое заклинание. Каждый хороший лекарь должен уметь быстро реагировать на события, а этого практически невозможно достичь без горячих клавиш. Более того, если вы будете выбирать цели в интерфейсе, щелкая по ним, а затем применять к ним заклинания, пусть даже с использованием горячих клавиш, вы потратите очень много времени.

Каждой способности, которая может понадобиться вам в бою, должна соответствовать горячая клавиша (или их комбинация). Это относится не только к целительным заклинаниям, но и к заклинаниям для рассеивания вредоносных эффектов, кулдаунам, способностям для восполнения маны и активным аксессуарам.

С точки зрения лекаря просрочка в одну секунду может стоить жизни всему рейду.

Более того, мы рекомендуем как можно активнее использовать макросы по наведению мыши. Не углубляясь в детали, макросы по наведению мыши позволяют применять заклинания к дружественному игроку, не выбирая его в цель. Иными словами, вы можете навести курсор на индикатор союзника в рейдовом интерфейсе и исцелить его.

Это значительно экономит время. Если же у вас не будет макросов и связанных с ними горячих клавиш, вы не сможете навести курсор на индикатор союзника и применить заклинание одновременно.  Таким образом, становится очевидно, что горячие клавиши необходимы любому лекарю, который заинтересован в том, чтобы принести максимальную пользу своей группе.

Ниже представлен пример макроса по наведению мыши для заклинания  Исцеление:

  • #showtooltip Heal
  • /cast [@mouseover,exists,nodead,help,][exists,nodead,help][@player] Heal

На первый взгляд, макрос кажется сложным, однако его механика довольно проста:

  • Если вы наводите курсор (@mouseover) на цель, которая существует (exists), жива (nodead) и дружественна (help), то вы применяете к ней Исцеление (/cast Heal).
  • Если вышеприведенные условия не выполняются, вы применяете Исцеление к текущей цели, если она существует, жива и дружественна.
  • Во всех остальных случаях Исцеление применяется к самому заклинателю.

При желании макрос можно упростить:

  • #showtooltip Heal
  • /cast [@mouseover] Heal

При этом он будет обладать меньшей функциональностью.

Используя макросы по наведению мыши и горячие клавиши, вы сможете лечить союзников, не выпуская из виду текущую цель (например, босса или призванного им монстра).

Следует отметить, что аддоны вроде VuhDo позволяют лечить союзников по наведению мыши и без макросов. В некоторых случаях (например, если вам нужно активно лечить на ходу) такие аддоны немного упрощают процесс, однако его суть от этого не меняется.

В любом случае, старайтесь не обращаться к неоптимальному методу исцеления (щелчок по индикатору цели + щелчок по иконке заклинания). Любое усовершенствование (горячие клавиши, макросы, аддоны или все вместе) позволит вам сделать шаг в правильном направлении.

3.3. Оптимизация экипировки

В этом гайде мы не будем обсуждать конкретные приоритеты характеристик, потому что на этот счет не существует рекомендаций, общих для всех классов. Тем не менее, стоит отметить, что экипировка играет далеко не последнюю роль в деле эффективного исцеления.

Для получения дополнительной информации мы советуем всем заинтересованным читателям ознакомиться с классовыми гайдами.

3.4. Знание механики боя

Каждый лекарь должен хорошо знать механику боя, в котором ему предстоит участвовать. Он должен быть готовым к любой способности, которую может использовать босс или другой монстр и которая может повредить союзникам (вне зависимости от того, есть ли у них шанс избежать урона).

Хороший лекарь должен быть готов ко всему, что может произойти. Способности большинства боссов имеют фиксированные кулдауны, поэтому процесс их использования вполне предсказуем. Таким образом, у лекаря есть возможность подготовиться к моменту получения урона и заранее решить, какие заклинания он будет применять.

Изучая механику, обращайте внимание на объем урона, исходящего от той или иной способности, а также его периодичность. Это даст вам представление о способностях, которые подошли бы для нейтрализации этого урона лучше остальных.

Пример: вы знаете, что у босса есть способность, которая в определенный момент времени наносит сильный урон всему рейду (скажем, примерно 80% от максимального запаса здоровья большинства игроков). После этой способности босс атакует танка в ближнем бою с течение 30 секунд. Таким образом, перед применением способности вы должны убедиться, что все члены рейда достаточно здоровы, чтобы ее пережить. После применения способности у вас будет достаточно времени на то,чтобы вылечить союзников эффективными заклинаниями, не потратив слишком много маны. Если бы вы не знали об этой особенности боя, кто-то мог бы погибнуть из-за того, что в момент применения способности у него было недостаточно здоровья, а после этого вы могли бы запаниковать и истратить всю ману, чтобы быстро исцелить раненых.

4. Особенности процесса исцеления

Если вы выполняли все приведенные выше рекомендации, на данный момент у вас должен быть хорошо настроенный интерфейс с аддонами, макросами и горячими клавишами. Наверняка вы уже научились своевременно щелкать по индикаторам союзников, отслеживать имеющиеся кулдауны и действующие на вас эффекты и т.д.

Владея информацией о механике класса, вы сможете управлять персонажем еще более эффективно. Тонкости подобных механик излагаются в классовых гайдах. Тем не менее, существуют общие особенности игры лекарем, которые не зависят от класса и специализации, а относятся к роли в целом.

По большей части, они изложены в предыдущих разделах. Ниже мы расскажем, как именно следует лечить, кого лечить и кого не лечить, а также опишем самые распространенные ошибки.

4.1. Как лечить?

Задача лекаря в любом бою заключается в том, чтобы поддерживать союзников до тех пор, пока не умрут все противники.

Фактически, вам необходимо дождаться, пока один или несколько членов рейда получат урон, а затем применить свои заклинания, чтобы восполнить им здоровье.

На первый взгляд, все выглядит довольно просто, однако вам стоит учитывать, что:

  • Разные целительные заклинания предназначены для разных ситуаций (например, одни применяются очень быстро, но требуют больших затрат маны, а другие - наоборот).
  • Урон, получаемый рейдом, не всегда предсказуем. Кроме того, игроки иногда ошибаются, и лекарю приходится исправлять их ошибки.
  • У некоторых боссов есть способности, которые воздействуют на лекарей и меняют возложенные на них функции. Импровизируйте и не забывайте общаться с союзниками.
  • Некоторые заклинания (особенно эффекты периодического исцеления у друидов) необходимо использовать до того, как цель получит урон.

Для достижения поставленных целей необходимо тщательно планировать свои действия, управлять маной и применять нужные заклинания в нужное время. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

4.1.1. Управление маной

В качестве основного ресурса все лекари используют ману. Без маны они не могут применять целительные заклинания.

Скорость восполнения маны зависит от показателя духа и повышается за счет различных талантов и способностей. Лекарям необходимо следить за уровнем маны на протяжении всего боя, поскольку их ошибки могут привести к гибели всей группы.

Искусство эффективного исцеления, по большему счету, сводится к умению использовать нужные заклинания в нужное время. Так, если запас здоровья цели упал до критической отметки, вы должны применить дорогостоящее и быстрое заклинание, т.к. при другом раскладе вы просто не успеете помочь союзнику. Если жизни цели ничего не угрожает, вы можете обратиться к дешевому, но медленному заклинанию.

На протяжении всего боя вы должны поддерживать идеальный баланс, выполняя свои обязанности и стараясь при этом не потратить слишком много маны. Для этого необходимо принимать правильные решения о выборе заклинаний, основанные на понимании механик класса и боя.

Эффективное управление маной предполагает минимизацию избыточного исцеления. Эта концепция будет рассмотрена позже. Если говорить вкратце, вы не должны тратить ману на лечение персонажей с полным запасом здоровья.

4.1.2. Расстановка приоритетов

Будучи лекарем, вы должны не только сохранять жизнь всем союзникам от начала и до конца боя. В некоторых случаях вы можете позволить кому-то умереть, чтобы сэкономить ману и эффективнее лечить других, более важных членов группы. Прежде, чем развить эту тему, хотим напомнить, чтобы вы не забывали лечить себя. Многие начинающие лекари так стремятся помочь своей группе, что забывают о собственном здоровье.

К сожалению, в некоторых ситуациях лекарь не может спасти всех и каждого. Игроки получают лишний урон по разным причинам - например, из-за того, что бой слишком затянулся, или из-за того, что кто-то из союзников допустил непоправимую ошибку.

Если это произошло, не пытайтесь быстро исцелить всех, кто был тяжело ранен. В противном случае у вас быстро закончится мана. Вам придется позволить кому-то умереть.

Как бы парадоксально это не звучало, это единственный способ выжить и закончить бой. В общем случае сложно описать, кем именно необходимо пожертвовать, поскольку этот выбор сильно зависит от особенностей боя.

Как правило, не стоит жертвовать танками, т.к. без них вы вряд ли сможете убить босса. Выбирая бойцов, которых нужно оставить в живых, отдавайте предпочтение тем, кто наносит больше урона, но не забывайте, что аддоны далеко не всегда показывают достоверные данные.

И наконец, многие лекари стараются сохранить жизнь другим лекарям, теряя при этом бойцов, что зачастую не приводит ни к чему хорошему. Если ситуация вышла из-под контроля, вам может помочь только быстрая смерть босса, поэтому несколько живых бойцов иногда спасают положение.

4.2. Задачи

Вне зависимости от контента, который вы осваиваете, лидер группы или рейда обязательно поставит перед вами задачу.

Иными словами, он скажет вам, кого и когда вам лечить. Как правило, эти указания звучат очень просто, например: "А лечит танка, Б и В лечат рейд". Тем не менее, существуют и исключения.

В настоящее время все 6 типов лекарей примерно равнозначны. В прошлом считалось, что некоторые специализации лучше выполняют определенные задачи (например, в WotLK паладины лечили только танков, а другиды - только рейды).

Несмотря на баланс, у каждой специализации есть особенности. Хороший лидер учитывает все преимущества и недостатки лекарей и поручает им работу, которая получается у них лучше всего. Если вам кажется, что задача вам не подходит или в целом не соответствует ситуации (например, лекарей для рейда слишком мало), обязательно расскажите о своих опасениях.

4.2.1. Лечение танка

Танки получают урон на протяжение всего боя с боссом. Количество урона и его периодичность могут меняться от боя к бою, однако в любом случае танкам требуется минимум один лекарь.

В большинстве боев участвуют два танка, которые получают урон попеременно, а не одновременно. Объем исцеления, требуемого каждому танку, зависит от уровня его экипировки, механики боя и прочих факторов, которые определяются исключительно опытным путем.

Постарайтесь заранее узнать подробности о механике класса, к которому принадлежит ваш танк (например, паладины и воины умеют блокировать удары и тем самым "сглаживать" получаемый урон, рыцари смерти полагаются на самоисцеление и т.д.)

И наконец, не забывайте общаться с танком, чтобы вы оба могли своевременно использовать кулдауны.

4.2.2. Для рейда

Способы лечения рейда меняются от боя к бою. В некоторых случаях рейды получают совсем немного урона, а в некоторых урон огромен и неизбежен.

В зависимости от типа получаемого рейдом урона вы можете изменить принципы лечения (а также таланты и предметы экипировки). За редким исключением, рейду требуется несколько лекарей.

Таким образом, вы можете общаться со своими напарниками и распределять обязанности на всех. Примеры:

  • А лечит членов рейда (не танков) из группы 1, а Б - из группы 2.
  • А лечит раненых слева направо (проверьте, чтобы у вас стояли одинаковые аддоны), а Б - справа налево, поэтому исцеления хватает на всех, а избыточное исцеление минимально.
  • А лечит рейд после того, как босс применит способность Х первый раз, а Б - после второго раза.

4.2.3. Ротация кулдаунов

В большинстве боев лекари также получают задание использовать рейдовые кулдауны в строго определенное время.

Причина проста - многие боссы применяют способности, под которыми без кулдаунов просто не выжить. Более того, эти способности часто используются попеременно, и кулдаунов от одного лекаря бывает недостаточно.

Для того чтобы каждая опасная способность была нейтрализована, лекари должны использовать кулдауны попеременно, организовав эффективную ротацию.

Если вам поручили использовать свой кулдаун в определенный момент боя, убедитесь, что:

  • вы правильно понимаете, что и когда следует использовать, т.к. промедление в несколько секунд может стоить жизни всему рейду);
  • вы спланировали свои действия так, что в нужный момент ваш кулдаун будет доступен;
  • ваш кулдаун соответствует игровой ситуации (лидеры иногда заблуждаются насчет некоторых заклинаний).

Если вы чувствуете, что не сможете использовать свой кулдаун в нужный момент (например, он не успевает откатиться), сообщите об этом заранее, чтобы у союзников было время на поиск решения.

4.2.4. Внимание к задачам

Каждый лекарь должен уделять особое внимание выданному ему заданию. Без этого слаженная работа команды невозможна.

При распределении заданий лидер предполагает, что каждый лекарь сможет справиться со своей работой без помощи напарников. На практике все нередко происходит иначе. Существует немало причин, по которым лекарь может не справиться со своим заданием (например, большая задержка в игре, проблемы с интерфейсом, особенности механики боя, ошибки самого лекаря и игроков, которых ему поручено лечить). Если это происходит, другие лекари могут:

  • Игнорировать ситуацию, продолжив заниматься своими делами (в этом случае цели первого лекаря погибнут).
  • Помочь ему, ненадолго оставив свои цели без присмотра.

На первый взгляд кажется, что второй вариант является предпочтительным и может спасти ситуацию, однако это не совсем так. Как правило, лекарь, который отвлекся от выполнения своих прямых обязанностей, сам оказывается в числе отстающих. После этого другим лекарям приходится ему помогать, а это создает путаницу. В результате ближе к концу боя у лекарей неожиданно заканчивается мана, и рейд погибает.

Мы рекомендуем вам придерживаться тактики, избранной в начале боя. Тем не менее, это не означает, что в экстренных случаях вы не должны помогать своим напарникам. Помните, что лучшие лекари способны реагировать на неожиданные повороты событий и с честью выходить из любой проблемной ситуации.

Мы советуем избегать попыток на постоянной компенсировать чьи-то недостатки или неправильное распределение задач. В долгосрочной перспективе эта тактика не принесет пользы рейду. Вместо нее вы должны обсудить проблему, которая заставляет вас делать чужую работу. Например, вы можете дать совет отстающему лекарю (или предложить заменить его), предложить пересмотреть задачи и т.д.

Внимательное отношение к своим обязанностям важно еще и потому, что оно (в теории) гарантирует равномерное распределение исцеления. Как правило, за каждым рейдером присматривают несколько лекарей. В этом случае весь рейд получает исцеление в полном объеме. Если кто-то из лекарей выбирает цели произвольно, одни из них остаются без поддержки, а другие получают избыточное исцеление.

4.3. Избыточное исцеление

Последняя механика, которую нам предстоит рассмотреть, связана с избыточным исцелением. Избыточное исцеление возникает тогда, когда лекарь пытается применить целительные заклинания к цели с полным запасом здоровья. В результате он тратит ману, но не приносит никакой пользы.

Выше мы затрагивали самые разные аспекты игры лекарем. Все они, безусловно, важны, однако при соблюдении этих правил не стоит забывать об избыточном исцелении.

Чтобы его избежать, необходимо точно знать, какой объем здоровья восполняет то или иное заклинания. Более того, вам понадобится информация об особенностях боя (в частности, объемах урона, наносимого той или иной способностью).

Общее правило звучит так: не стоит лечить персонажа с полным запасом здоровья, а если он ранен, необходимо применять к нему заклинания, которые не восполнят ему лишнее здоровье.

В некоторых случаях избыточное исцеление неизбежно, особенно если вы пытаетесь подготовить рейд к опасной способности босса или у вас сработала механика критического исцеления. Не переживайте, если ваш показатель избыточного исцеления колеблется в пределах 10-30%. Тем не менее, стоит помнить, что избыточное исцеление снижает эффективность расходования маны, поэтому если вам ее постоянно не хватает, пересмотрите свой стиль игры.

И наконец, существует еще один, не слишком известный способ уменьшения объема избыточного исцеления. Вам необходимо настроить свой интерфейс так, чтобы он отображал на индикаторах все входящее исцеление (включая периодические эффекты). Так вы не будете лечить союзников, на которых уже нацелились другие лекари, и тем самым минимизируете избыточное исцеление (как свое, так и чужое).

5. Заключение

Невозможно переоценить умение лекаря предугадывать входящий урон и применять заклинания, которые наилучшим образом подходят для его нейтрализации.

Прочитав этот гайд, попытайтесь применить полученные знания на практике. Изучите интерфейс и настройте его, пересмотрите свои заклинания, чтобы понять, как они работают. Набравшись опыта, вы обязательно станете непревзойденным лекарем!

Помните, что игра не ограничивается одной ролью. Прежде всего, это командная работа. Обязательно ищите новые пути взаимодействия!

Надеемся, вы нашли для себя немало полезного. Удачи!