Path of Exile: Гайд по кластерным самоцветам (PoE 3.16)

Большие, средние и малые кластерные самоцветы появились в игре с выходом лиги "Делириум" (3.10) и с тех пор служат основой для некоторых важных и сильных билдов. Изготавливать и устанавливать кластерные самоцветы не обязательно, однако они дают неплохое усиление, стоят сравнительно недорого и подходят тем, кто не может позволить себе дорогостоящие комбинации. В этом гайде мы расскажем вам, как эффективно потратить имеющуюся у вас валюту и найти кластерные самоцветы, которые подходят именно вам.

Содержание:

1. Введение

После прочтения этой статьи вы научитесь различать самоцветы разных типов, узнаете, как они работают, как получить их без особых временных затрат и почему их на самом деле хвалят. Мы постараемся привести как можно больше фактов и наглядных примеров.

Мы советуем вам внимательно ознакомиться с гайдом, даже если на данный момент вы не пытаетесь собрать свой собственный билд или не можете позволить себе кластерные самоцветы. Рано или поздно самоцветы вам понадобятся, и вы потратите на их приобретение гораздо меньше времени.

2. Что такое кластерные самоцветы в PoE?

Кластерные самоцветы - это особые камни, которые вставляются в дальние слоты дерева талантов. Когда камень попадает в слот, в дереве появляются новые таланты, в зависимости от типа камня, его модификаторов, количества пассивных эффектов и так далее.

Кластерные самоцветы бывают трех типов - малые, средние и большие. У средних и больших самоцветов имеются дополнительные слоты, в которые можно вставлять другие самоцветы меньшего размера. В частности, малый самоцвет можно поставить в дерево напрямую, а также в средний или малый самоцвет. Поставить большой самоцвет в средний самоцвет нельзя, поэтому игроки не могут строить свои собственные бесконечные деревья. Обычно они ставят в дерево один большой, два средних и два малых самоцвета.

3. Сила кластерных самоцветов в Path of Exile

Помнится, когда кластерные самоцветы появились в игре, каждый был готов обменять три очка навыков на Бирюзовый, Кобальтовый и Багровый самоцветы. Эта комбинация давала 7% здоровья и две боевые характеристики. Сейчас прибавка кажется ничтожной, но в те времена она была внушительной.

На данный момент в дереве есть шесть слотов для кластерных самоцветов (в конце каждой крупной ветки). Выбрать все шесть веток одновременно нельзя (для этого требуется гораздо больше очков, чем может получить отдельно взятый персонаж), но если бы это было возможно, некоторые билды строились бы исключительно на самоцветах.

Тем не менее, самоцветы можно вписать в любой из современных работоспособных билдов, обменяв 15 очков навыков на 7 значимых умений и 2 слота для самоцветов. Для примера рассмотрим случайный билд, описанный в одном из наших гайдов, и посчитаем количество очков, необходимых для получения значимых умений. В среднем для получения значимого умения нужно пройти 5 промежуточных узлов, для получения слота для самоцвета - 2 узла. Если бы значимые умения располагались на самом дереве, для их получения требовалось бы примерно 40 очков навыков. Промежуточные узлы в PoE дают персонажу характеристики, а пассивные навыки с кластерных самоцветов - базовые эффекты, которые можно усилить копиями самоцветов. Таким образом, персонаж, заменивший обычные умения на умения кластерных камней, получает ощутимое усиление.

Как вы уже наверняка поняли, кластерные самоцветы считаются очень сильными, поэтому игроки охотно берут их вместо обычных пассивных навыков из базового дерева. Для поддержания баланса ключевые умения присутствуют только на уникальных малых кластерных камнях, а у кластерных путей отсутствуют узлы с характеристиками, которые можно было бы получить от обычных значимых умений (например, уменьшенное резервирование маны). Таким образом, персонажи не могут обходиться одними лишь кластерными путями, и им приходится брать таланты с обычного дерева, комбинируя их с кластерными талантами.

4. Возможные комбинации кластерных самоцветов в PоE

Все кластерные самоцветы выглядят примерно одинаково, независимо от их размера. Меняется лишь "база":

Ниже мы рассмотрим каждый модификатор в отдельности.

Суммарное количество пассивных умений

Этот модификатор определяет количество пассивных умений, добавляемых в дерево при установке кластерного самоцвета. Основная задача - как можно быстрее добраться до значимых умений и слотам, потратив как можно меньше очков навыков на промежуточные узлы. Для примера рассмотрим большой кластер с 12 пассивными умениями и его точную копию с 8 пассивными умениями.

12 пассивных умений:

8 пассивных умений:

Разница очевидна! В первом случае для доступа к двум слотам и трем значимым умениям вам нужно потратить целых 11 очков. Разумеется, этот кластерный путь однозначно превосходит обычное дерево, однако второй вариант позволяет получить те же слоты и умения меньшей ценой - всего за 7 очков. Иными словами, если вы выберете второй кластер, вы сэкономите 4 очка навыков! На нынешнем этапе игры 4 лишних очка можно обменять на средний кластер, дополнительный слот или продвижение к кластеру в другой ветке.

При первом взгляде на дерево талантов становится ясно, что ветки с оптимальным количеством пассивных умений находятся дальше, чем ветки с "лишними" умениями, а значит, отнимают больше очков. Это важный факт, о котором не следует забывать. Также стоит принять во внимание тот факт, что кластер на 12 пассивных умений отнимает всего 11 очков - а значит, прямой связи между количеством добавляемых кластером пассивных умений и расходом очков нет. Ниже мы рассмотрим критерии, по которым оценивается эффективность кластера при его покупке или изготовлении (на примере Среднего кластерного самоцвета).

4 пассивных умения:

5 пассивных умений:

6 пассивных умения:

Как видите, Среднем кластерном самоцвете может добавить 4, 5 или 6 пассивных умений. Порядок умений не менее важен, чем их количество. Поскольку путь в кластере определяется однозначно, особой разницы между средними кластерами на 4 и 5 умений нет (последнее умение во втором кластере можно не брать). В кластер на 6 умений, напротив, придется вложить одно лишнее очко.

Большой кластерный самоцвет на 8 умений отнимает 7 очков. Количество расходуемых очков увеличивается на 1 за каждое дополнительное умение.

Обращаем ваше внимание на то, что далеко не все промежуточные умения являются бесполезными. К примеру, некоторые кластеры на 9 умений не уступают кластерам на 8 умений, а стоят в три раза дешевле. К примеру, кластер с уроном от атак на 9 умений с промежуточными умениями на 3% скорости атаки может сравниться с кластером на 8 умений без скорости атаки. В первом случае вы потратите одно дополнительное очко и получите 9% скорости атаки (по 3% за каждое промежуточное умение, ведущее к слотам и значимым умениям) - это вовсе не плохо, особенно если учесть привлекательную цену.

Малые кластерные самоцветы существуют в двух вариантах - на 2 и 3 пассивных умения. Их эффективность определяется сравнительно просто. Если у малого кластера есть значимое умение, версия на 2 пассивных умения дает один промежуточный узел, а версия на 3 пассивных умения - два промежуточных узла. Некоторые варианты с 3 умениями и подходящими характеристиками ничем не уступают вариантам с 2 умениями!

Количество слотов

В лиге "Делириум", когда кластерные самоцветы только появились в игре, этот модификатор был скрытым и появлялся на больших самоцветах случайным образом (1 или 2 слота). В патче 3.11 (лига "Жатва") модификатор был переведен в категорию дополнительных, поэтому кластерные самоцветы стали еще сильнее. Изменение было призвано компенсировать усложнившийся процесс добычи кластерных самоцветов - в новом патче зеркала Делириума (и, соответственно, нужные кластеры в добыче) появлялись реже, что вызывало недовольство у игроков.

На данный момент каждый большой кластер всегда дает два дополнительных слота, а средние и малые кластеры - по одному дополнительному слоту.

Если вы играете в стандартной (хардкорной или софткорной) лиге, вы можете встретить разные вариации больших кластеров (с одним слотом или вообще без них), а также малые и средние кластеры без слотов. Это предметы из старых запасов - мы не рекомендуем вам их приобретать, так как в свете последних изменений они, по большему счету, бесполезны.

База кластера

У каждого кластера есть своего рода база, определяются возможность появления тех или иных модификаторов. У некоторых баз могут быть похожие модификаторы (например, "урон от атак" и "урон от атак оружием в левой руке"), поэтому мы рекомендуем вам всегда проверять базу. Кроме того, нужные модификаторы могут появляться на бесполезных базах. Рассмотрим, к примеру, Течение жизни. Значимое умение Течения увеличивает максимум здоровья и постепенный урон. Бонус к постепенному урону может также появиться на базах, рассчитанных на урон от огня или льда. Если вы играете в билде с постепенным уроном от хаоса, база с огнем или льдом будет для вас бесполезна, в отличие от базы с общим постепенным уроном.

Полный список баз и модификаторов можно найти на PoEDB.

Дополнительные эффекты для промежуточных узлов

Помимо значимых умений, кластерные самоцветы могут содержать в себе улучшенные промежуточные умения. В рассматриваемом примере каждое промежуточное умение дает персонажу 0,1% восполнения жизни. Также вы можете получить бонусы к здоровью или энергетическому щиту (восполнению или максимальному запасу). По уровню ценности эти бонусы сильно уступают значимым умениям (ради которых, собственно, и используются кластеры), но и лишними они тоже не будут (в идеале у кластера должны быть и нужные значимые умения, и бонусы).

Значимые умения

Это самые мощные и важные модификаторы кластера, по которым определяется его ценность. Определенные комбинации значимых умений лежат в основе отдельных билдов и обеспечивают игрокам уникальный опыт. Особой популярностью пользуются значимые умения для нанесения АоЕ-урона (в обычном дереве таких умений очень мало, и на них нельзя выстраивать полноценные билды). Средние кластерные самоцветы позволяют получить до дополнительного 40% АоЕ-урона (за одну копию). До появления АоЕ-билдов самоцветы давали до 70% урона, но находились гораздо дальше, чем сейчас, и до них можно было добраться гораздо позже. На данный момент в игре насчитывается несколько сотен значимых умений, ниже мы рассмотрим их подробнее.

На этом этапе отметим, что у средних и больших кластеров может быть два префикса со значимыми умениями, а у малых кластеров - один префикс. Всего большой кластер может давать до трех значимых умений (два в виде префикса и одно в виде суффикса).

5. Внешний вид кластерных самоцветов

С малыми и средними самоцветами все просто. У малых самоцветов значимое умение всегда находится в конце пути - чтобы до него добраться, нужно взять все промежуточные умения. У средних самоцветов путь образует круг со значимыми умениями по сторонам, поэтому для малых и средних самоцветов порядок расположения узлов не важен.

Для больших самоцветов порядок, напротив, очень важен. Для примера рассмотрим большие самоцветы на 8 умений с одним, двумя и тремя значимыми умениями.

3 значимых умения:

2 значимых умения:

1 значимое умение:

Как видите, первое значимое умение всегда появляется на максимальном отдалении от начала пути. Это означает, что большой кластер с одним умением не может работать эффективным. Таким образом, мы рекомендуем вам выбирать большие кластеры минимум с тремя значимыми умениями, даже если третье умение стоит последним и не представляет особой ценности (в этом случае его можно просто не брать).

У каждого значимого умения есть цифровой код. Умения появляются на пути в строго определенном порядке - от меньшего кода к большему, по часовой стрелке. Запоминать коды не нужно, особенно если вы умеете пользоваться планировщиком Path of Building. Планировщик всегда отображает умения в правильном порядке - так, как они должны стоять в дереве. Перед покупкой или изменением кластеров всегда проверяйте их в Path of Building.

Данные в Path of Building можно вносить вручную, но это долго и сложно. Если у вас есть самоцвет, вы можете навести на него курсор, нажать CTRL+C, а затем перейти в окно Path of Building (вкладка Items) и нажать CTRL+V. То же самое можно проделать со ссылкой на предмет из чата.

Если вы покупаете самоцвет на официальном сайте, воспользуйтесь кнопкой Copy Item - она работает так же, как CTRL+C в игре (если вы не можете найти кнопку, см. скриншот).

6. Как купить кластерный самоцвет в Path of Exile?

Ввиду большого разнообразия некоторые игроки затрудняются с выбором кластерных самоцветов. Мы не рекомендуем вам слепо копировать самоцветы из чужих билдов (в особенности большие). Если вам попался самоцвет с двумя нужными значимыми умениями, вы можете его использовать, даже если третье умение оставляет желать лучшего. Помните, что на данном этапе игры кластерные самоцветы встречаются сравнительно редко.

Ниже мы опишем процесс выбора самоцвета, используя скриншоты с официального сайта, так как он, на наш взгляд, является самым удобным инструментом торговли в PoE. Итак, мы ищем самоцвет с двумя конкретными значимыми умениями, любым полезным третьим умением и любой дополнительной четвертой характеристикой. Для этого мы вводим следующие критерии поиска.

Первые два критерия - это два конкретных значимых умения, объединенных оператором AND. Они будут присутствовать во всех результатах поиска. Предположим, нам нужен самоцвет на Кольцо льда с Агрессивными стихиями (восприимчивостью к холоду при нанесении урона) и Радужным сердцем (сопротивлением к стихиям). Чтобы наш самоцвет работал эффективно, в нем должно быть максимум 8 пассивных умений. На этом этапе фильтр (раздел для оператора AND) выглядит так:

По какой-то причине значимые умения самоцветов (Adds # Passive Skills) находятся в категории Enchant, это нужно просто запомнить.

Чтобы самоцвет был максимально эффективным, добавляем третье значимое умение - так, чтобы Агрессивные стихии и Радужное сердце находились в начале пути. После этого мы будем проверять все результаты в Path of Building, поэтому в качестве возможного третьего умения мы укажем сразу несколько вариантов.

Поскольку нам нужна база на урон от стихий или льда, мы выберем все значимые умения, связанные с этими базами, и сгруппируем их. Так как в самоцвете должен быть только один из возможных вариантов, мы используем вместо оператора AND функцию COUNT и присвоим ей значение 2. В этом случае поиск покажет нам предметы с двумя модификаторами (одной из баз и одним из возможных дополнительных значимых умений). На этом этапе фильтр (раздел для функции COUNT) выглядит так:

В последний параметр поиска (четвертый модификатор) можно добавить еще одну функцию COUNT. При желании ее можно объединить ее с предыдущим параметром, присвоив функции значение 3. Мы решили добавить самоцвету сопротивлений, чтобы компенсировать одну из слабых сторон используемого билда. Итак, добавляем еще один раздел COUNT со значением 1 и выбираем всевозможные сопротивления. Последняя часть фильтра выглядит так:

На практике последний параметр, как правило, не добавляется, так как он сильно сужает результаты поиска (мы описали его исключительно для полноты картины). Фильтр целиком:

Мы пытаемся купить самоцвет не в прайм-тайм и задали вполне конкретные критерии, поэтому поиск показывает нам всего один результат. В любом случае, мы постарались описать процесс максимально четко. Если вы организовали свой собственный поиск, но найденные камни кажутся вам слишком дорогими, переместите один из параметров раздела AND в раздел COUNT, не забыв при этом увеличить счетчик. В этом случае критерии поиска расширятся, и вы, скорее всего, подберете самоцвет, который в той или иной степени удовлетворяет вашим требованиям и соответствует вашему бюджету. Но давайте вернемся к результату пробного поиска.

Как видите, он полностью соответствует жестким критериям (Агрессивные стихии и Радужное сердце). Из группы COUNT у него есть урон от стихий и значимое умение Отвлекающий маневр. Последнему критерию соответствует сопротивление к магии льда на всех промежуточных умениях.

7. Как оценить имеющийся кластерный самоцвет в РоЕ при продаже?

Оценка предметов в игре - это субъективный процесс, и кластерные самоцветы - не исключение. Мы уже упоминали о том, что главный критерий оценки при покупке кластерных самоцветов - это количество пассивных умений. То же самое касается продажи. Средние самоцветы с четырьмя и пятью пассивными умениями должны стоить примерно одинаково. Если вы собираетесь продать малый или средний кластер, поищите на сайте самоцветы с теми же значимыми способностями. Если у вашего самоцвета есть дополнительные свойства, введите дополнительные параметры поиска, чтобы получить максимально близкий результат. Некоторые характеристики считаются равноценными (в частности, сила и ловкость), поэтому вы наверняка получите представление о цене.

Если вы продаете большой кластер, оценка будет не столь однозначной. Третье значимое умение, расположенное в конце пути, иногда повышает эффективность самоцвета и, следовательно, поднимает его в цене. В большинстве случаев на сайте имеются лоты с похожими значимыми умениями. Для первых двух значимых умений вполне реально найти точное совпадение, третье умение может быть как ценным, так и не очень. Если вам кажется, что ваш самоцвет обладает ценным третьим умением, поищите варианты, у которых третье умение кажется вам не менее полезным, и определяйте цену по ним.

Если вы пытаетесь оценить базовый кластер, поищите его точные копии. Как правило, базы стоят недорого, но встречаются и исключения - например, средний самоцвет с 6 пассивными умениями и аурой 83 уровня может стоить до 30 Сфер возвышения. Не забудьте проверить цену по сайту - может быть, вам достался тот самый редкий вариант!

8. Изготовление кластерных самоцветов в Path of Exile

Кластерные самоцветы сильно отличаются друг от друга по характеристикам, и вероятность, что вы изготовите в точности то, что вам нужно, крайне мала. Если вы играете в торговой лиге, поищите нужный самоцвет на сайте - он обойдется вам дешевле, чем улучшение баз, которые вы, скорее всего, не сможете потом продать.

Если вы играете в соло-лиге и вариант с обменом вам недоступен, вам придется изготавливать самоцветы самостоятельно. В этом случае рассчитывать на вариант с тремя значимыми умениями не приходится (для этого требуется исключительное везение, а большинство игроков им не обладает). Используйте Сферу перемен до тех пор, пока не получите самоцвет с одним "обязательным" умением. Если у этого самоцвета окажется всего один аффикс, примените Сферу усиления и (независимо от результата) Сферу царей. В этом случае у самоцвета, скорее всего, появится второй аффикс.

В общем и целом, получить идеальный кластерный самоцвет в соло-лиге практически невозможно, поэтому вам придется пользоваться большими самоцветами с двумя значимыми умениями вместо трех и малыми / средними самоцветами без дополнительных бонусов. Не спешите расстраиваться - неидеальные самоцветы все равно приносят ощутимую пользу и наверняка смогут усилить вашего персонажа!